Секрет 1-й: Измените свой дыхательный цикл.
Естественный дыхательный цикл на земле - это вдох-выдох-пауза-вдох-выдох-пауза. Под водой же у расслабленного дайвера этот цикл естественным образом меняется на такой: вдох-пауза-выдох-вдох-пауза-выдох. Самое большое различие между новичком и опытным подводным пловцом - продолжительность вышеупомянутой паузы и степень расслабленности. Чем дольше пауза (без напряжения!), тем меньше расход воздуха. Расслабление же сводит на нет риск баротравмы во время паузы даже если вы поднимаетесь на меньшую глубину: человеческий организм - система с естественной вентиляцией. Секрет 2-й: Дышите глубоко.
Вдыхайте медленно, глубоко и расслабленно. А вот почему это действительно наобходимо: в силу ограничений человеческого организма и регуляторов при перемещении плотных газов (в том числе воздуха под давлением), Ваш темп дыхания должен замедляться, в противном случае Вы будете "двигать" воздух, не давая Вашему организму достаточно возможностей для поглощения кислорода. Глубокое дыхание способствует более полному обмену кислорода и углекислого газа в ограниченных условиях для дыхания, обусловленных повышенным давлением. Чем больше глубина, тем медленнее и глубже следует дышать, чтобы обеспечить нормальный обмен.
Секрет 3-й: Имитируйте мима.
Помните, что вода в 800 раз плотнее воздуха. Под водой просто невозможно двигаться так же быстро и так же часто, не прилагая гораздо больших усилий и, следовательно, не повышая расход воздуха. Ваша цель под водой должна заключаться в том, чтобы превратиться в расслабленный и невесомый организм, который двигается медленно- медленно. Когда вы все-таки двигаетесь, вспомните мима, который изображает замедленную съемку: так . . . легко . . . и . . . целенаправленно. У дайверов, которые практикуют йогу и другие методы релаксации, темп дыхания замедляется еще больше.
Секрет 4-й: Держите руки при себе.
Не помогайте себе руками при плавании. Пусть Ваши руки свободно свисают по бокам, сложите их на груди, засуньте их под грузовой ремень или под баллон за спину. Когда гребете ластьами, делайте это медленно и целенаправленно, без быстрой "накачки" велосипедиста, который держит путь в гору. Для того, чтобы добиться искомого состояния невесомой расслабленности, нужно прежде всего добиться нейтральной плавучести, то есть, одного из самых важных навыков в деле экономии воздуха.
Секрет 5-й: Освойте нейтральную плавучесть.
Когда Вы этого добились, Вы сразу это понимаете: вот оно, чувство невесомой легкости, чувство того, что окружающая вода сама идеально Вас держит. Абсолютная неподвижность. Идеальная взвешенность. Это одно из самых замечатедльных ощущений в мире, и оно совершенно необходимо для эффективного движения под водой.
Сегодня стандартная проверка на нейтральную плавучексть такова: берите с собой самый минимальный вес, который позволяет Вам сделать страховочную остановку на 3 - 5 метрах с баллоном, в котором осталось 30 бар, без воздуха или с самым минимумом воздуха в Вашем компенсаторе. Цель же в том, чтобы держать нейтральную плавучесть на любой глубине и корректировать ее только дыханием.
Секрет 6-й: Сохраняйте горизонтальное положение.
Теперь, когда вы научились правильно отвешиваться и пользоваться компенсатором плавучести, вы нейтрально-невесомы и можете передвигаться под водой самым эффективным образом - горизонтально. Для экономии воздуха следите за тем, чтобы Ваше тело было максимально параллельно направлению движения. Передвижение под углом к направлению движения в сочетании со случайными движениями приводит к наибольшему непродуктивному расходу воздуха и энергии среди новичков.
Секрет 7-й: Упорядочить свое снаряжение и повысить его обтекаемость.
Для того, чтобы повысить обтекаемость снаряжения, держите все шланги как можно ближе к телу. Пользуйтесь самым маленьким баллоном. Не носите с собой трубки, если не собираетесь ей пользоваться. Пользуйтесь наиболее обтекаемым компенсатором, достаточным для тех погружений, которые Вы соверщаете (для большинства тропических погружений вполне достаточно компенсатора с подъемной силой от 6 до 12 кг). Храните такие предметы снаряжения, как подводные блокноты, в карманах компенсатора. Избавьтесь от всех грузов за исключением тех, что необходимы для совершения страховочной остановки на глубине 3 - 5 метров с давлением в баллоне порядка 35 ат. Сократите количество шлангов за чсет использования инфлятора/альтернативного источника воздуха и бесшлангового компьютера. Следжите за тем, чтобы Ваши руки были свободны, и чтобы у Вас было тольо то оборудование, которое Вам необходимо.
Каждая из этих мер поможет Вам снизить сопротивление воды при движении, тем самым экономя Вашу энергию и сокращая расход воздуха.